УТВЕРЖДАЮ:
Директор
КГУ «Карагандинский
агротехнический колледж»
____________Ибраев М.К
«28» августа 2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В КОЛЛЕДЖЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее «Положение о профессиональной ориентации в колледже» (далее Положение) разработано на основе:
- закона «Об образовании» РК от 27.07.2007 за №319-111 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014);
- «Методических рекомендаций по проведению профессиональной ориентации» Министерства образования и науки РК и Министерства труда и социальной защиты населения РК от 30 мая 2014 года;
- «Методических рекомендаций по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Карагандинской области» от 2014 года;
в соответствии:
- с п.5 Правил организации и финансирования обучения, содействия занятости. И предоставления им мер государственной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года №815;
- программой «Дорожная карта занятости 2020», утвержденной Постановлением Правительства РК от 19 июня 2013 года №636;
- постановлением правительства РК «Об утверждении Дорожной карты дуальной системы образования» №1093 от 15 октября 2014 года;
- программой «Дорожная карта по внедрению опыта профориентационной работы Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей республики и гг. Алматы и Астана на 2015-2017 годы».
1.2 Положение регулирует цели, задачи, направления, состав участников и их функции, средства и методы профессиональной ориентации (далее профориентации) в КГУ «Карагандинский агротехнический колледж» (далее колледж).
1.3 Положение утверждается директором колледжа.
2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
2.1 Основной целью является создание комплексной системы мер по профессиональной ориентации, позволяющей привести образовательно-профессиональные потребности абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.
2.2 В соответствии с поставленной целью основными задачами профориентационной работы колледжа являются:
• организация и осуществление взаимодействия с общеобразовательными школами, центрами занятости населения, Палатой предпринимателей, предприятиями-партнерами, управлением образования и учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области;
- удовлетворение образовательных потребностей поступающих;
- оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов;
- формирование контингента студентов по специальностям;
- повышение престижа рабочих профессий и имиджа колледжа.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
3.1 Профориентационная работа как комплексная система мер модели «Школа -
Колледж – Предприятие - партнеры» включает следующие технологии:
- профпросвещение;
- профдиагностика;
- профессиография;
- профотбор;
- профконсультация;
- профпроба;
- профадаптация;
• трудоустройство.
Реализация первых четырех компонентов осуществляется в основных и средних общеобразовательных школах, тогда как профконсультация по специальности и профпробы проходят непосредственно в колледже, а .профессиональная адаптация и трудоустройство осуществляется на предприятиях-партнерах.
Профессиональное просвещение проводится на ранних этапах подготовки абитуриентов с 8-9 класса школы в рамках предпрофильной подготовки. С учащимися проводится профдиагностика. Учащиеся овладевают определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, идет информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки (профилизации ТиПО). Профессиография (составление описания профессий и специальностей в неё входящих) содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или ңеуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профессиональный отбор позволяет, опираясь на имеющиеся данные (способности, ]наклонности, готовность к выбору профессии, стремления, побуждения), определить для выпускника его будущую специальность и место обучения, что в по следствии будет использовано приемной комиссией колледжа.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологич4с|сих и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной специальности. Деятельность по данному направлению проводят социально-психологическая служба и профориентаторы колледжа. Профессиональная проба - формой организации учебной деятельности школьников в рамках предпрофильной «подготовки или профильного обучения, профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии, являясь системообразующим фактором формирования готовности к выбору профессии.
Профессиональная адаптация, трудоустройство - процесс приспособления студента-практиканта, а также молодого специалиста на предприятии (организации) к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности решаются заместителем директора по учебно-производственной работе, старшим мастером и мастерами п/о, социально-психологической службой колледжа.
- Палата предпринимателей;
- предприятия-партнеры.
Формами представления внешней сферы взаимодействия являются: банк данных предприятий-партнеров, меморандумы/соглашения/договора с социальными партнерами и предприятиями.
3.2 Формой представления содержания профориентации является «Комплексный план профориентационной работы колледжа».
4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
4.1 Для эффективной профориентационной работы кабинета создана структурная модель управления. Основную роль, которой выполняет Совет по профориентации, в составе:
- директор колледжа;
- зам. директора по УВР, УР, УПР, ПО, ИТ;
- социально-психологическая служба;
- профориентаций (преподаватели и мастера п/р);
- председатель коллегиального совета молодежи (КСМ).
В должностных инструкциях работников колледжа, имеющих отношение к учебно- воспитательному процессу, указывается компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентационной работы.
4.2 Основными формами профориентационной работы являются:
- внеколледжные: Ярмарка Профессий, экскурсии, фестивали, конкурсы, смотры областного, республиканского и международного уровней;
- колледжные: совет по профориентации, педагогический и методический советы, заседания методических комиссий и творческих групп, День открытых дверей, декады специальностей (технического цикла и сферы обслуживания), профпробы, смотры, ярмарки, конкурсы, фестивали, беседы, консультации.
5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
5.1 В колледже создается следующая система обеспечения профориентации:
- правовое: приказ, положения, комплексный план профориентационной
работы;
- методическое: методические рекомендации, программы прохождения
профессиональных проб:
- кадровое: заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог, профориентаторы, медицинский работник;
психологическое: профессионально-диагностический комплекс;
- материально-техническое: учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека, медицинский кабинет, кабинет психолога, консультационный пункт по профориентаций.
6 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 Внутренняя сфера взаимодействия:
- дисциплины по выбору;
- факультативные курсы, кружки;
- внеурочная деятельность.
6.2 Внешняя сфера взаимодействия:
- управление образования Карагандинской области;
- учебно-методический центр развития образования Карагандинской области
- основные и средние общеобразовательные школы;
- колледжи, ВУЗы;
- центры занятости;
7 УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
7.1 Общее управление профориентационной деятельностью осуществляет координатор, назначенный приказом директора колледжа.
7.2 Непосредственное управление профориентационной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией.
7.3 Директор колледжа ежегодно на начало учебного года издает приказ «О профориентационной работа».
8 ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1 Стратегическим документом, отражающим компоненты профориентационной деятельности, является настоящее положение.
8.2 Основными документами, регулирующими профориентационную деятельность в колледже, являются:
- приказ «О профориентационной работе»;
- положения: о консультационном пункте по профориентационной работе в колледже;
- комплексный план профориентационной работы в колледже;
- раздел по профессиональной ориентации стратегического плана колледжа на 2017-2019 гг.;
- банк данных о социальных партнерах;
- мониторинг профориентационной деятельности;
- ежегодный анализ диагностических исследований, представленный психологами школ.
8.3 Документация по профориентационной деятельности находится на ответственном хранении у заведующего консультационным пунктом по профориентации.