УТВЕРЖДАЮ:

Директор

КГУ «Карагандинский

агротехнический колледж»

____________Ибраев М.К

«28»  августа 2019 г.

  

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В КОЛЛЕДЖЕ

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1        Настоящее «Положение о профессиональной ориентации в колледже» (далее Положение) разработано на основе:

 

  • закона «Об образовании» РК от 27.07.2007 за №319-111 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014);
  • «Методических рекомендаций по проведению профессиональной ориентации» Министерства образования и науки РК и Министерства труда и социальной защиты населения РК от 30 мая 2014 года;
  • «Методических рекомендаций по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Карагандинской области» от 2014 года;

 

в соответствии:

 

  • с п.5 Правил организации и финансирования обучения, содействия занятости. И предоставления им мер государственной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года №815;
  • программой «Дорожная карта занятости 2020», утвержденной Постановлением Правительства РК от 19 июня 2013 года №636;
  • постановлением правительства РК «Об утверждении Дорожной карты дуальной системы образования» №1093 от 15 октября 2014 года;
  • программой «Дорожная карта по внедрению опыта профориентационной работы Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей республики и  гг. Алматы и Астана на 2015-2017 годы».

 

1.2        Положение регулирует цели, задачи, направления, состав участников и их функции, средства и методы профессиональной ориентации (далее профориентации) в КГУ «Карагандинский агротехнический колледж» (далее колледж).

 

1.3        Положение утверждается директором колледжа.

 

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

2.1        Основной целью является создание комплексной системы мер по профессиональной ориентации, позволяющей привести образовательно-­профессиональные потребности абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.

 

2.2        В соответствии с поставленной целью основными задачами профориентационной работы колледжа являются:

 

• организация и осуществление взаимодействия с общеобразовательными школами, центрами занятости населения, Палатой предпринимателей, предприятиями-партнерами, управлением образования и учебно-­методическим центром развития образования Карагандинской области;

 

  • удовлетворение образовательных потребностей поступающих;
  • оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов;
  • формирование контингента студентов по специальностям;
  • повышение престижа рабочих профессий и имиджа колледжа.

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

3.1 Профориентационная работа как комплексная система мер модели «Школа -

 

Колледж – Предприятие - партнеры» включает следующие технологии:

 

  • профпросвещение;
  • профдиагностика;
  • профессиография;
  • профотбор;
  • профконсультация;
  • профпроба;
  • профадаптация;

     •    трудоустройство.

 

Реализация первых четырех компонентов осуществляется в основных и средних общеобразовательных школах, тогда как профконсультация по специальности и профпробы проходят непосредственно в колледже, а .профессиональная адаптация и трудоустройство осуществляется на предприятиях-партнерах.

 

Профессиональное просвещение проводится на ранних этапах подготовки абитуриентов с 8-9 класса школы в рамках предпрофильной подготовки. С учащимися проводится профдиагностика. Учащиеся овладевают определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, идет информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности или направления подготовки (профилизации ТиПО). Профессиография (составление описания профессий и специальностей в неё входящих) содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или ңеуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профессиональный отбор позволяет, опираясь на имеющиеся данные (способности, ]наклонности, готовность к выбору профессии, стремления, побуждения), определить для выпускника его будущую специальность и место обучения, что в по следствии будет использовано приемной комиссией колледжа.

 

Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологич4с|сих и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной специальности. Деятельность по данному направлению проводят социально-психологическая служба и профориентаторы колледжа. Профессиональная проба - формой организации учебной деятельности школьников в рамках предпрофильной «подготовки или профильного обучения, профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии, являясь системообразующим фактором формирования готовности к выбору профессии.

 

Профессиональная адаптация, трудоустройство - процесс приспособления студента-практиканта, а также молодого специалиста на предприятии (организации) к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности решаются заместителем директора по учебно-производственной работе, старшим мастером и мастерами п/о, социально-психологической службой колледжа.

 

  • Палата предпринимателей;
  • предприятия-партнеры.

Формами представления внешней сферы взаимодействия являются: банк данных предприятий-партнеров, меморандумы/соглашения/договора с социальными партнерами и предприятиями.

 

3.2   Формой представления содержания профориентации является «Комплексный план профориентационной работы колледжа».

 

4      ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

4.1   Для эффективной профориентационной работы кабинета создана структурная модель управления. Основную роль, которой выполняет Совет по профориентации, в составе:

 

  • директор колледжа;
  • зам. директора по УВР, УР, УПР, ПО, ИТ;
  • социально-психологическая служба;
  • профориентаций (преподаватели и мастера п/р);
  • председатель коллегиального совета молодежи (КСМ).

В должностных инструкциях работников колледжа, имеющих отношение к учебно- воспитательному процессу, указывается компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентационной работы.

 

4.2   Основными формами профориентационной работы являются:

 

  • внеколледжные: Ярмарка Профессий, экскурсии, фестивали, конкурсы, смотры областного, республиканского и международного уровней;
  • колледжные: совет по профориентации, педагогический и методический советы, заседания методических комиссий и творческих групп, День открытых дверей, декады специальностей (технического цикла и сферы обслуживания), профпробы, смотры, ярмарки, конкурсы, фестивали, беседы, консультации.

 

5      ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 

5.1   В колледже создается следующая система обеспечения профориентации:

 

  • правовое: приказ, положения, комплексный план профориентационной

работы;                      

  • методическое:  методические рекомендации, программы прохождения

профессиональных проб:

  • кадровое: заместители директора, педагог-психолог, социальный педагог, профориентаторы, медицинский работник;

психологическое: профессионально-диагностический комплекс;

  • материально-техническое: учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека, медицинский кабинет, кабинет психолога, консультационный пункт по профориентаций.

 

6       ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

6.1   Внутренняя сфера взаимодействия:

 

  • дисциплины по выбору;
  • факультативные курсы, кружки;
  • внеурочная деятельность.

 

6.2   Внешняя сфера взаимодействия:

 

  • управление образования Карагандинской области;
  • учебно-методический центр развития образования Карагандинской области
  • основные и средние общеобразовательные школы;
  • колледжи, ВУЗы;
  • центры занятости;

 

7 УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

7.1    Общее управление профориентационной деятельностью осуществляет координатор, назначенный приказом директора колледжа.

 

7.2    Непосредственное управление профориентационной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией.

 

7.3    Директор колледжа ежегодно на начало учебного года издает приказ «О профориентационной работа».

 

8 ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

8.1    Стратегическим документом, отражающим компоненты профориентационной деятельности, является настоящее положение.

 

8.2    Основными документами, регулирующими профориентационную деятельность в колледже, являются:

 

  • приказ «О профориентационной работе»;
    • положения: о консультационном пункте по профориентационной работе в колледже;
    • комплексный план профориентационной работы в колледже;
      • раздел по профессиональной ориентации стратегического плана колледжа на 2017-2019 гг.;
      • банк данных о социальных партнерах;
      • мониторинг профориентационной деятельности;
        • ежегодный анализ диагностических исследований, представленный психологами школ.

8.3 Документация по профориентационной деятельности находится на ответственном хранении у заведующего консультационным пунктом по профориентации.