Правила организации и осуществления  учебно-методической и научно-методической работы

 

Сноска. Наименование в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

1. Общие положения

 

1. Исключен приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

2. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы (далее - Правила) определяют порядок организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, образовательные программы послесреднего, образовательные программы высшего и послевузовского образования.

 

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

3. В Правилах используются следующие основные понятия:
методист - педагогический работник организации образования (кроме высших учебных заведений), выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;

 

методический (учебно-методический, научно-методический) совет -форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;

 

методический кабинет - структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой;

 

заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе - должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;

 

научно-методическая работа - это многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов и структурных подразделений организаций образования, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса;

 

учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет) -структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;

 

учебно-методические объединения - объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации образовательных программ различных уровней;

 

учебно-методическая работа - это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей.

 

Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

4. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре.

 

Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

5. Задачами учебно-методической и научно-методической работы являются:

научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ; 

разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса; 

 

развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников,

 

совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива. 

 

Руководство учебно-методической и научно-методической работой возлагается:

 

в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования; 

 

в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования; 

 

в высших учебных заведениях на структурные подразделения. 

 

Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

6. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Государственными общеобязательными стандартами образования соответствующих уровней образования, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и настоящими Правилами.

 

Сноска. Пункт 6 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

2. Содержание учебно-методической и научно-методической работы

 

Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488(вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

7. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования включает следующие направления:

 

1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность; 

 

2) ознакомление с нормативными документами в области образования; 

 

3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы; 

 

4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями; 

 

5) подготовка и проведение разнообразных форм методической и научно-методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу на выявление научного потенциала учащихся (участие в Республиканских, международных олимпиадах и конкурсах);

 

6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся; 

 

7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц; 

 

8) разработка методической и научно-методической продукции.

 

Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

8. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, образовательные программы послесреднего образования включает следующие направления:

 

1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию; 

 

2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс; 

 

3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда; 

 

4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов; 

 

5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических, научно-методических материалов и внеурочных мероприятий;

 

6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения; 

 

7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и профессиям, тематических, научных, научно-методических семинаров, конференций и научно-методических совещаний; 

 

8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;

 

9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.

 

Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

9. Учебно-методическая и научно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления:

 

1) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования; 

 

2) анализ влияния организации учебно-методической и научно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;

 

3) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся; 

 

4) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;

 

5) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и научно-методическими методическими разработками;

 

6) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;

 

7) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения, в том числе по кредитной и дистанционным образовательным технологиям;

 

8) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в производство, в учебный процесс;

 

9) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;

 

10) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;

 

11) экспертиза учебников, учебных, учебно-методических пособий, диссертаций, монографий, научных статей, научно-методических разработок, проектов;

 

12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и научно-методическими разработками; 

 

13) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям; 

 

14) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего и послевузовского образования, государственных общеобязательных стандартов образования;

 

15) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и научно-методических, дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;

 

16) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;

 

17) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования; 

 

18) разработка учебников, учебно-методических и научно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов; 

 

19) разработка и внедрение учебно-методической и научно-методической документации по новым технологиям обучения; 

 

20) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;

 

21) организация и проведение тематических научных, научно-методических семинаров, конференций, вебинаров, совещаний по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы;

 

22) организация, координация, анализ содержания и формы научно-исследовательской, научно-методической работы студентов, магистрантов, докторантов;

 

23) организация и проведение тематических научных, научно-методических семинаров, конференций, вебинаров, совещаний по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы;

 

24) разработка и участие в конкурсах научных проектов, научно-методических разработок и внедрение их результатов в производство, в учебный процесс;

 

25) организация и осуществление подготовки магистрантов, докторов философии по специальностям; 

 

26) экспертиза учебников, учебных, учебно-методических пособий, диссертаций, монографий, научных статей, научно-методических разработок, проектов.

 

Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

3. Порядок организации учебно-методической
и научно-методической работы в структурных подразделениях

 

Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488(вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

10. Учебно-методическая и научно-методическая работа осуществляются во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах, отделениях, факультетах, институтах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).

 

Сноска. Пункт 10 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

11. Структурные подразделения осуществляют учебно-методическую и научно-методическую работу на основе настоящих Правил и положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования.

 

Сноска. Пункт 11 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

12. Работниками структурных подразделений по учебно-методической и научно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.

 

Сноска. Пункт 12 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

13. Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую и научно-методическую работу:

 

1) руководство учебно-методической и научно-методической работой кафедр, отделений, факультетов, институтов;

 

2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической и научно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими (научно-методическими, научно-техническими) советами;

 

3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;

 

4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической и научно-методической продукции.

 

Сноска. Пункт 13 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

14. Непосредственное руководство учебно-методической и научно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической и научно-методической) работе.

 

Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы: методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования.

 

Сноска. Пункт 14 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

15. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, кафедры, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.

 

16. Методические предметные и цикловые комиссии в организациях технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям. 

 

Кафедры в организациях послесреднего образования создаются при наличии трех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. 

 

При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.

 

17. Руководство методическими комиссиями в организациях технического и профессионального образования осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях послесреднего образования - заведующие кафедрами. К работе методических комиссий, кафедр могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.

 

18. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования.

 

19. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической и научно-методической работе и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования.

 

Сноска. Пункт 19 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

20. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

 

21. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

 

22. Методический кабинет областного (городского) департамента образования координирует учебно-методическую работу организаций технического и профессионального, послесреднего образования и учебно-методических объединений.

 

4. Объединения по учебно-методической
и научно-методической работе

 

Сноска. Наименование главы в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 27.07.2015 № 488(вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

 

23. Интересы субъектов образовательного процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

24. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, дисциплин) признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров.

 

25. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования школьные и межшкольные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей 1-4 классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений, школ-интернатов. Заседания проводится один раз в четверть или по мере необходимости.

 

26. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования создаются при наличии в школе не менее 3-х учителей одного предмета.

 

27. Районные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организации образования, школ-интернатов, школьных библиотекарей с периодичностью заседаний два-три раза в год.

 

28. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе создаются методические объединения учителей таких классов.

 

29. План работы методического объединения составляются на год и утверждается руководителем организаций образования на основе результатов системы диагностики, анализа, контроля и задач дифференциации и индивидуализации работы по повышению квалификации работников образования.

 

30. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования возглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) сроком на 1 год из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов. Руководители межшкольных объединений назначаются районным (городским) отделом образования.

 

31. Непосредственное руководство методической работой осуществляют заместители руководителя согласно курируемых предметов и направлений деятельности и руководители методических объединений.

 

32. Для руководства и координации работы методических объединениий может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета.

 

33. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования создаются по отраслевому признаку и осуществляют деятельность по следующим направлениям: 

 

1) проведение работы по подготовке государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников; 

 

2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования; 

 

3) организация разработки учебно-методических пособий по учебным дисциплинам технического и профессионального образования, послесреднего образования; 

 

4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса; 

 

5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования и подготовки предложений по ее совершенствованию; 

 

6) обобщение опыта организации научно-технического творчества обучающихся, организация и проведение конкурсов на лучшие курсовые и дипломные проекты, профессионального мастерства по специальностям; 

 

7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок преподавателей организаций образования по родственным профессиям и специальностям в республике, странах СНГ и дальнего зарубежья; 

 

8) разработка рекомендации по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения;

 

9) участие в подготовке аналитических материалов о состоянии оценки обеспеченности учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно-лабораторным оборудованием, фильмами и современными средствами обучения; 

 

10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего образования, организуемых на базе колледжей; 

 

11) создание информационного банка данных образовательных программ, организация мониторинга качества подготовки специалистов.

 

Сноска. Пункт 33 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

 

34. Решения учебно-методических объединений носят рекомендательный характер и доводятся до всех организаций образования - членов учебно-методического объединения по специальности.

 

35. Руководство деятельностью учебно-методических объединений осуществляет Председатель, утверждаемый решением учебно-методического совета. Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу учебно-методического объединения.

 

36. В организациях образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования для организации и проведения учебно-методической работы создаются учебно-методические секции.

 

Сноска. Пункт 36 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.01.2016 № 40 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).